Оборудование и инжиниринг в сфере неразрушающего контроля и испытаний

Контролируем шестерни: Рабочие будни лаборатории «АВЭК-Инжиниринг»

В состав группы компаний АВЭК входит собственная лаборатория неразрушающего контроля «АВЭК-Инжиниринг».

Одно из  предприятий, производитель компонентов для железнодорожной техники, обратилось в нашу лабораторию за проведением контроля производимых ими зубчатых колес. Мы любим нестандартные задачи, которые часто связаны с несовершенством нормативной базы на контроль.

В России есть документы, регламентирующие контроль зубчатых колес в процессе эксплуатации, например,  ПКБ ЦТ.25.0164. Согласно этому документы методом магнитопорошковой дефектоскопии контролируются только зубья. Для контроля используется индуктор, показанный на рисунках 1 и 2.

контролируем шестерниконтроль шестерней - дефектоскопия

 

По этой технологии выявляются трещины, направленные вдоль зубьев на поверхности зубьев и в межзубных впадинах.

Однако, когда встал вопрос по контролю зубчатых колес при производстве, стало очевидно, что этого недостаточно. В требования конструкторской документации значится необходимость контролировать также внутреннюю поверхность колеса и выявлять различно-ориентированные дефекты на зубьях.

Дефектоскоп-индуктор это узкоспециализированное устройство, которое не позволяет осуществить никакого другого метода намагничивания, кроме показанного на рисунке. ПКБ ЦТ.25.0164 регламентирует контроль способом остаточной намагниченности, при этом необходимая напряженность магнитного поля насыщения — 160 А/см. Требуемая напряженность магнитного поля на поверхности зубьев — 30 А/см. Замеры, сделанные магнитометром ИМАГ-400Ц показали, что при данном способе на поверхности детали остается магнитное поле напряженностью не более 15 А/см. Скорее всего дело в том, что колеса достаточно массивные и поле после снятия индуктора просто рассеивается по детали. 

Эти обстоятельства натолкнули производителя на необходимость обеспечивать контроль другими способами и обратиться в нашу лабораторию.

«АВЭК-Инжиниринг» пользуется универсальным магнитопорошковым дефектоскопом Ferrotest GWH 15 (производитель MAGNAFLUX, Германия), обеспечивающим всевозможные способы и методы намагничивания ГОСТ 56512-2015 и ИСО 9934 за счет использования как переменного, так и выпрямленного тока, и  разнообразного ряда принадлежностей.

магнитопорошковый дефектоскоп

Рисунок 3 — Магнитопорошковый дефектоскоп Ferrotest GWH15 с принадлежностями

 

Для контроля зубчатых колес мы сделали индуктор из кабеля сечением 16 мм2 (выглядит немного кустарно, но с лихвой решает поставленную задачу. Наши ребята сделали его за одну смену;))

 

индуктор для контроля зубчатых колесиндуктор для контроля зубчатых колес

Рисунок 4 — Индуктор производства ООО «АВЭК-Инжиниринг»

В качестве способа выбрали способ приложенного поля (СПП), что связано с рассеиванием поля в СОН, как уже писали выше. СПП обеспечил нам не менее 35 А/см на поверхности детали. Контроль зубьев на поперечные дефекты проводили с помощью соленоида СПП, а внутреннюю поверхность контролировали центральным проводником, также СПП.

Для большей эффективности контроль проводился с использованием люминесцентной суспензии 14 HF и УФ фонаря EV6000.

Еще одна задача решена, а мы в очередной раз убедились в правильности выбора прибора для магнитопорошкового контроля. Универсальное оборудование, большой опыт и чисто русская смекалка позволили осуществить качественный контроль очень важных деталей.


Фотографии дефектов, выявленных при помощи Ferrotest GWH 15

магнафлаксмагнафлакс

магнафлаксмагнафлакс

магнафлакс

 

Июль, 2018

Светлакова С., Полуяхтов М.

НПФ "АВЭК"

@Mail.ru

8 (343) 217-63-84

avek@avek.ru

Создание сайта — Медиасайт